Портовые сборы

 Сведения о ставках портовых сборов, взимаемых в морском порту Усть-Луга:

Ставки загранплавания

Наименование сбора Ставка, руб./1 GT      
  все суда, кроме
накатных, наплавных, контейнеровозов
и наливных
контейнеровозы накатные, наплавные суда наливные суда
Корабельный сбор 2,40 1,68 1,68 2,64
Канальный сбор 3,75 2,63 1,32 4,13
Лоцманский сбор        
за операцию 0,74 0,52 0,26 0,81
за каждую милю 0,16 0,12 0,07 0,18
Маячный сбор 2,75 1,93 0,97 3,02
Навигационный сбор 3,98 2,79 1,39 4,36
в том числе СУДС 1,15 0,80 0,40 1,26
Экологический сбор 3,25 2,28 1,29 3,56
Ледокольный сбор        
летняя ставка, с 1 мая по 30 ноября 6,65 4,64 2,67 7,28
зимняя ставка, с 1 декабря по 30 апреля 16,55 11,58 6,36 18,14
Сбор транспортной безопасности акватории морского порта  1,13 0,79 0,40 1,25
Инвестиционный сбор 12,31 12,31 12,31

 

Ставки каботажного плавания

Наименование сбора Ставка, руб./1 GT      
  все суда, кроме
накатных, наплавных, контейнеровозов
и наливных
контейнеровозы накатные, наплавные суда наливные суда
Корабельный сбор 1,43 1,00 1,00 1,57
Канальный сбор 2,84 1,99 1,00 3,13
Лоцманский сбор        
за операцию 0,74 0,52 0,26 0,81
за каждую милю 0,16 0,12 0,07 0,18
Маячный сбор 1,16 0,81 0,41 1,27
Навигационный сбор 1,89 1,32 0,66 2,07
в том числе СУДС 0,55 0,38 0,19 0,6
Экологический сбор 0,54 0,38 0,22 0,60
Ледокольный сбор        
летняя ставка, с 1 мая по 30 ноября 6,30 4,40 2,53 6,90
зимняя ставка, с 1 декабря по 30 апреля 15,69 10,98 6,03 17,19
Сбор транспортной безопасности акватории морского порта  0,26 0,19 0,10 0,29

 

 В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приказом Минтранса России от 31.10.2012 № 387 утвержден перечень портовых сборов в морских портах Российской Федерации. Согласно данному приказу Минтранса России ФГУП «Росморпорт» при осуществлении государственно регулируемых видов деятельности взимает канальный, навигационный, маячный, ледокольный, лоцманский и экологические сборы в соответствующих морских портах Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» приказом ФАС России от 10.03.2016 № 223/16 утверждены правила применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации, а приказом ФАС России от 06.06.2016 № 711/16 утверждены ставки портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» как субъектом естественной монополии в соответствующих морских портах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства России от 27.12.2019 № 1923 приказом ФГУП «Росморпорт» от 15.12.2020 № 555 утверждены ставки лоцманского сбора за услуги по обеспечению лоцманской проводки судов, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морских портах Российской Федерации (Азов, Александровск-Сахалинский, Анадырь, Анапа, Архангельск, Астрахань, Большой Порт Санкт-Петербург, Ванино, Владивосток, Восточный, Выборг, Высоцк, Геленджик, Де-Кастри, Ейск, Зарубино, Кавказ, Калининград, Кандалакша, Корсаков, Магадан, Махачкала, Мезень, Москальво, Мурманск, Мыс Лазарева, Нарьян-Мар, Находка, Невельск, Николаевск-на-Амуре, Новороссийск, Оля, Онега, Охотск, Певек, Петропавловск-Камчатский, Поронайск, Посьет, Приморск, Провидения, Ростов-на-Дону, Сабетта, Советская Гавань, Таганрог, Тамань, Темрюк, Туапсе, Сочи, Усть-Луга, Холмск, Шахтерск, Эгвекинот).

 В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства России от 27.12.2019 № 1923 приказом ФГУП «Росморпорт» от 15.12.2020 № 552 утверждены ставки экологического сбора за услуги по обеспечению экологической безопасности, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морских портах Российской Федерации (Большой Порт Санкт-Петербург, Ванино, Владивосток, Восточный, Магадан, Находка, Таганрог, Усть-Луга).

 В соответствии с пунктом 3 приказа ФАС России от 03.12.2019 № 1588/19 приказом ФГУП «Росморпорт» от 27.12.2019 № 546 (с изменениями от 15.12.2020) утверждены ставки сбора за услуги по обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта, оказываемые ФГУП «Росморпорт» в морских портах Российской Федерации (Азов, Анадырь, Анапа, Архангельск, Астрахань, Большой порт Санкт-Петербург, Ванино, Варандей, Владивосток, Восточный, Выборг, Высоцк, Геленджик, Де-Кастри, Диксон, Дудинка, Ейск, Зарубино, Кавказ, Калининград, Кандалакша, Магадан, Махачкала, Мурманск, Находка, Николаевск-на-Амуре, Новороссийск, Оля, Онега, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Певек, Петропавловск-Камчатский, Приморск, Провидения, Ростов-на-Дону, Советская Гавань, Сочи, Таганрог, Тамань, Темрюк, Тикси, Туапсе, Усть-Луга).

 Приказом ФАС России от 06.06.2016 № 711/16 предприятию предоставлено право применять утвержденные ставки портовых сборов, взимаемых ФГУП «Росморпорт», на уровне или ниже их предельного максимального уровня. 

Правила применения портовых сборов, за исключением инвестиционного портового сбора, взимаемых ФГУП «Росморпорт» с судов в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск и Усть-Луга

 
     Правила применения портовых сборов в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск и Усть-Луга установлены приказом ФАС России от 10.03.2016 № 223/16 с учетом особенностей, установленных приказом ФАС России от 06.06.2016 № 711/16, приказом ФАС России от 13.06.2017 № 781/17, приказом ФАС России от 03.12.2019 № 1588/19, а также приказами ФГУП «Росморпорт» от 15.12.2020 № 555, от 15.12.2020 № 552 и от 27.12.2019 № 546 (с изменениями от 15.12.2020).

     Ставки портовых сборов применяются для расчетов за услуги, оказываемые Северо-Западным бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт», по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, обеспечению безопасности мореплавания в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск и Усть-Луга и на подходах к ним.

     Портовые сборы уплачивают российские и иностранные судовладельцы или уполномоченные ими лица за заход судна в морские порты Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга, выход судна из морских портов, а также проход судном акваторий соответствующих морских портов транзитом.

     Портовые сборы в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск и Усть-Луга устанавливаются для российских судов, осуществляющих плавание под государственным флагом Российской Федерации (далее — российские суда), и судов, осуществляющих плавание под флагами иностранных государств (далее — иностранные суда).

     Ставки портовых сборов в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск и Усть-Луга устанавливаются для российских судов в загранплавании и иностранных судов, а также для российских судов в каботажном плавании и дифференцируются по типам судов:

  • все суда, кроме накатных, наплавных, контейнеровозов и наливных;
  • накатные, наплавные суда;
  • контейнеровозы;
  • наливные суда.

     Иностранные суда, осуществляющие каботажные рейсы, уплачивают портовые сборы по ставкам, установленным для иностранных судов в загранплавании.

     Флаг и тип судна определяются судовыми документами.

     Для целей применения ставок портовых сборов флаг баржебуксирного состава определяется флагом самоходной части состава.

     Ставки портовых сборов устанавливаются за единицу валовой вместимости судна, указанной в мерительном свидетельстве судна.

     Расчет портовых сборов для танкеров с изолированными балластными танками производится без учета валовой вместимости изолированных балластных танков, указанной в мерительном свидетельстве.

     При отсутствии сведений в мерительном свидетельстве о валовой вместимости изолированных балластных танков и, соответственно, об уменьшенной валовой вместимости танкера расчет портовых сборов производится с коэффициентом 0,9.

     Для расчета портовых сборов пассажирское судно валовой вместимостью более 40 000 считается равным валовой вместимости 40 000.

     Расчет портовых сборов для судов, не имеющих мерительного свидетельства, производится по условному объему судна, исчисляемому в кубических метрах, путем произведения трех величин судна — наибольшей длины, наибольшей ширины и наибольшей высоты борта судна, указанных в судовых документах, с применением коэффициента 0,35.

     Портовые сборы при заходе судна в морские порты Большой порт Санкт- Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград,  Пассажирский порт Санкт-Петербург,  Приморск или Усть-Луга уплачиваются по рейсу, каким судно зашло в соответствующий морской порт. При выходе судна из морского порта Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга портовые сборы уплачиваются по рейсу, каким судно выходит из морского порта. Экологический сбор уплачивается по рейсу (каботажному или загранплавания), каким судно зашло в соответствующий морской порт.

     Судно, заходящее в морские порты Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга без груза, уплачивает портовые сборы (в том числе и экологический сбор) по рейсу, для выполнения которого оно зашло. Судно, выходящее из соответствующего морского порта без груза, уплачивает портовые сборы по рейсу, которым оно зашло в морской порт.

     Судно, заходящее в морские порты Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга без выполнения грузовых и пассажирских операций, а также проходящее акваторию соответствующего морского порта транзитом, уплачивает портовые сборы по ставкам текущего рейса (каботажного или загранплавания).

     Ставки портовых сборов (за исключением ставок лоцманского сбора и навигационного сбора в части системы управления движения судов (далее — СУДС)) для судов, заходящих в морские порты Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга без осуществления операций с грузами и обслуживания пассажиров, проходящих акваторию соответствующего морского порта транзитом, за исключением случаев, оговоренных в пунктах 1.12, 1.14, приказа ФАС России от 10.03.2016 № 223/16 применяются с коэффициентом 0,5.

     Валовая вместимость баржебуксирных составов, караванов и прочих составных плавучих объектов (в том числе плотов) при расчете сборов (кроме экологического сбора) определяется как сумма валовых вместимостей всех элементов составных плавучих объектов. Если отдельные объекты баржебуксирного состава имеют различный тип, то расчет портовых сборов производится раздельно для каждой части составного плавучего объекта с применением ставок для соответствующего типа. При отсутствии валовой вместимости у плавучих объектов расчет производится по условному объему плавучего объекта, исчисляемому в кубических метрах, путем произведения трех величин — наибольшей длины, наибольшей ширины и наибольшей высоты плавучего объекта, указанных в судовых документах или иных документах плавучего объекта с применением коэффициента 0,35. При определении условного объема плота вместо высоты борта в расчет принимается осадка плота.

     Портовые сборы с лихтеровоза, производящего грузовые операции с лихтерами, рассчитываются с суммарной валовой вместимости лихтеров, сданных лихтеровозом при заходе в морские порты Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга и принятых им при выходе из соответствующего морского порта.

 

     Ставки портовых сборов не применяются для следующих судов:

  • учебных, учебно-тренажерных судов и учебно-производственных судов, используемых для образовательной деятельности;
  • судов, осуществляющих государственные надзорные и контрольные функции;
  • военных кораблей (в том числе военных кораблей под иностранным флагом) и военно-вспомогательных судов;
  • судов, предназначенных для защиты и сохранения морской среды, не используемых в коммерческих целях;
  • судов, предназначенных для поисковых и спасательных операций, не используемых в коммерческих целях.

 

     Ставки портовых сборов, кроме лоцманского сбора, не применяются для следующих судов:

  • ледоколов;
  • научных и исследовательских судов;
  • маломерных судов;
  • прогулочных судов длиной не более 20 м;
  • спортивных парусных судов;
  • судов, осуществляющих перевозки лиц между рейдом и причалами морского порта Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга, мощностью менее 500 кВт;
  • судов, осуществляющих операции по обслуживанию и снабжению судов, объектов инфраструктуры морского порта Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга и работающих в акватории одного морского порта или смежных акваториях морских портов Большой порт Санкт-Петербург и Пассажирский порт Санкт-Петербург,   Выборг и Высоцк, за исключением служебно-вспомогательных и технических судов, оказывающих услуги на рейде морского порта Калининград судам, не заходящих в морской порт Калининград, которые оплачивают канальный, навигационный и маячный сборы с применением коэффициента 0,35;
  • судов, проходящих ходовые испытания.

     Для расчетов с судами, перечисленными в пунктах 1.11 и 1.12 (кроме подпункта 5) приказа ФАС России от 10.03.2016 № 223/16, применяются ставки портовых сборов, в случае если они осуществляют операции с грузами и обслуживание пассажиров, а также буксировку между морскими портами, не имеющими смежных акваторий.

 

     Ставки портовых сборов, кроме лоцманского сбора и навигационного сбора в части СУДС, не применяются для следующих судов:

  • судов, заходящих с моря на внешний рейд морских портов Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга, на подходах к соответствующим морским портам и выходящих с них в море, без выполнения на рейде каких-либо операций;
  • судов, заходящих в морские порты Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга вынужденно, в связи с угрозой безопасности судна, жизни или здоровью экипажа и пассажиров, без осуществления в соответствующем морском порту операций с грузами и обслуживания пассажиров;
  • судов, заходящих в морские порты Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга для аварийного ремонта без осуществления в соответствующих морских портах операций с грузами и обслуживания пассажиров.

     К судам, повторно заходящим в морские порты Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга, после выхода из соответствующего морского порта по решению портовых властей или для производства девиационных работ, не применяются портовые сборы, кроме лоцманского сбора.

 

     Российские суда рыбопромыслового флота, осуществляющие рейсы во внутренние морские воды, в территориальное море, в исключительную экономическую зону и на континентальный шельф Российской Федерации и обратно без захода в иностранные порты, уплачивают портовые сборы в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга по ставкам каботажного плавания.

     Российские суда, осуществляющие рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации, целью которого является доставка уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции для переработки или реализации на территории Российской Федерации, уплачивают портовые сборы (кроме сбора транспортной безопасности акватории морского порта) в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга по ставкам каботажного плавания с коэффициентом 0,3.

     Российские суда, длиной до 35 м, осуществляющие прибрежное рыболовство во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, освобождаются от уплаты портовых сборов в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга.

     Российские суда, осуществляющие рыболовство в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и их доставку на территорию Российской Федерации для последующей реализации и переработки, уплачивают портовые сборы (кроме сбора транспортной безопасности акватории морского порта) в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга с коэффициентом 0,9.

 

     Российские суда, оснащенные оборудованием для хранения уловов в живом, свежем или охлажденном виде и осуществляющие рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации, в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и в открытой части Мирового океана, целью которого является доставка уловов водных биологических ресурсов в живом, свежем или охлажденном виде для переработки или реализации на территории Российской Федерации, уплачивают портовые сборы в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга по ставкам каботажного плавания с коэффициентом 0,3.

     При перевозке (буксировке) между портами Российской Федерации российские суда (составные плавучие объекты, в том числе плоты), следующие с внутренних водных путей (участков рек Российской Федерации) в морские порты Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга (включая прохождение морских портов транзитом) и обратно, уплачивают портовые сборы по ставкам каботажного плавания.

     Суда пассажирские накатные, а также накатные суда, имеющие пассажирское свидетельство, уплачивают портовые сборы по ставкам и правилам, применяемым для накатных судов.

     В морских портах Большой порт Санкт-Петербург и Пассажирский порт Санкт-Петербург суда пассажирские накатные, а также накатные суда, имеющие пассажирское свидетельство, перевозящие при каждом заходе судна в соответствующий морской порт (вход и выход) не менее 500 пассажиров, оплачивают портовые сборы (за исключением лоцманского сбора) по ставкам и правилам, установленным для пассажирских судов.

     В морских портах Большой порт Санкт-Петербург и Пассажирский порт Санкт-Петербург в периоды с 15 января по 30 апреля и с 01 октября по 25 декабря для расчета всех видов портовых сборов (за исключением лоцманского сбора) валовая вместимость пассажирских накатных, а также накатных судов, имеющих пассажирское свидетельство, перевозящих при каждом заходе судна в соответствующий морской порт (вход и выход) не менее 500 пассажиров, умножается на коэффициент 0,7.

     Суда, осуществляющие плавание между несмежными акваториями одного морского порта, в случае получения разрешения на многократный кратковременный выход из морского порта и вход в морские порты Высоцк или Калининград, предусмотренного обязательными постановлениями в соответствующем морском порту, портовые сборы уплачивают один раз при первом выходе из морского порта и входе в морской порт Высоцк или Калининград в соответствии с указанным разрешением.

 

     Суда, осуществляющие перевозку морского песка с акватории Финского залива в морские порты Большой порт Санкт-Петербург и Пассажирский порт Санкт-Петербург, оплачивают портовые сборы (за исключением лоцманского и экологического сборов) с применением коэффициента 0,5.

     Суда, следующие во внутренние водные пути морских портов Большой порт Санкт-Петербург и Пассажирский порт Санкт-Петербург и обратно с остановкой в морских портах для проведения властями портовых формальностей и без выполнения грузовых и пассажирских операций коммерческого характера, считаются транзитными.

     Для расчета портовых сборов суда, заходящие в морской порт Пассажирский порт Санкт-Петербург и проходящие транзитом морской порт Большой порт Санкт-Петербург, освобождены от оплаты портовых сборов в морском порту Большой порт Санкт-Петербург, за исключением лоцманского сбора, и оплачивают портовые сборы в морском порту Пассажирский порт Санкт-Петербург.

     Суда, заходящие в морской порт Большой порт Санкт-Петербург и проходящие транзитом через морской порт Пассажирский порт Санкт-Петербург, освобождены от оплаты портовых сборов в морском порту Пассажирский порт Санкт-Петербург, за исключением лоцманского сбора, и оплачивают портовые сборы в морском порту Большой порт Санкт-Петербург.

     Для пассажирских судов, осуществляющих судозаходы в морские порты Большой порт Санкт-Петербург или морской порт Пассажирский порт Санкт-Петербург, вторым судозаходом в течение календарного года считается следующий после первого захода в любой из указанных морских портов.

     В соответствии с приказом ФГУП «Росморпорт» от 26.03.2020 № 110 в период с 26.03.2020 до 31.12.2020 в морских портах Большой порт Санкт-Петербург и Пассажирский порт Санкт-Петербург при расчете портовых сборов (за исключением лоцманского сбора) для пассажирских судов, осуществляющих пригородные, городские экскурсионно-прогулочные и скоростные пассажирские перевозки по внутренним водным путям с выходом в акватории морских портов Большой порт Санкт-Петербург или Пассажирский порт Санкт-Петербург, применяется коэффициент 0,5 к ставкам портовых сборов (за исключением лоцманского сбора) в соответствующих морских портах.

     Транзитные суда, следующие с/на Сайменского канала, освобождены от оплаты маячного и навигационного сборов, оплачивают ледокольный сбор (с 1 декабря по 30 апреля) по ставкам морского порта Выборг, канальный и лоцманский сборы по ставкам, установленным для судов, следующих с/на Сайменского канала.

     Суда, следующие с/на Сайменского канала, заходящие в морской порт Выборг, освобождены от оплаты маячного и навигационного сборов и оплачивают ледокольный (с 1 декабря по 30 апреля) и лоцманский сборы по ставкам морского порта Выборг, канальный (на выход из порта в море или вход в порт с моря) и лоцманский сборы по ставкам, установленным для судов, следующих с/на Сайменского канала.

     Суда, следующие с/на Сайменского канала в/из морской порт Высоцк, проходящие транзитом морской порт Выборг, освобождены от оплаты портовых сборов в морском порту Выборг и оплачивают портовые сборы в морском порту Высоцк.

     Суда, следующие в морской порт Выборг или на Сайменский канал и обратно и проходящие транзитом морской порт Высоцк, освобождены от оплаты портовых сборов в морском порту Высоцк и оплачивают портовые сборы в морском порту Выборг.

     Суда, следующие с/на Сайменского канала, заходящие в морской порт Высоцк, освобождены от оплаты маячного и навигационного сборов и оплачивают ледокольный (с 1 декабря по 30 апреля) и лоцманский сборы по ставкам морского порта Высоцк, канальный и лоцманский — по ставкам, установленным для судов, следующих с/на Сайменского канала.

     В морском порту Калининград грузовые суда при перевозке грузов через Калининградский залив освобождаются от оплаты навигационного, маячного и экологического сборов, а также сбора транспортной безопасности акватории морского порта; канальный сбор оплачивается с коэффициентом 0,3.

     В морском порту Усть-Луга для расчета всех видов сборов (за исключением лоцманского сбора) валовая вместимость накатных судов, используемых для перевозки железнодорожного подвижного состава, умножается на коэффициент 0,4.

     В соответствии с приказом ФГУП «Росморпорт» от 22.01.2020 № 15 при расчете портовых сборов (кроме лоцманского сбора) для наливных судов, использующих в качестве основного топлива сжиженный природный газ, применяется коэффициент 0,9 к установленным ставкам портовых сборов (кроме лоцманского сбора) в морских портах Высоцк, Калининград, Приморск и Усть-Луга. 

     В соответствии с приказом ФГУП «Росморпорт» от 22.01.2020 № 15 при расчете портовых сборов (кроме лоцманского сбора) для контейнеровозов, использующих в качестве основного топлива сжиженный природный газ, применяется коэффициент 0,9 к установленным ставкам портовых сборов (кроме лоцманского сбора) в морском порту Большой порт Санкт-Петербург.

 

 

 

     Приведенные ставки портовых сборов являются базовыми, к которым применяются коэффициенты, указанные в настоящих правилах. При применении к судну нескольких коэффициентов производится их последовательное умножение. 

 

Канальный сбор

 
     Канальный сбор взимается за прохождение судна по каналу при заходе в морской порт Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург или Усть-Луга и выходе из морского порта, проходе акватории соответствующего морского порта транзитом, а также взимается с судов, следующих на Сайменский канал или обратно.
     Пассажирские суда канальный сбор оплачивают полностью в каждом морском порту захода один раз в течение календарного года при первом входе в морской порт Большой порт Санкт-Петербург, Выборг или Пассажирский порт Санкт-Петербург и выходе из морского порта.
     Начиная со второго захода в морские порты Большой порт Санкт-Петербург, Выборг или Пассажирский порт Санкт-Петербург, пассажирские суда уплачивают канальный сбор с коэффициентом 0,25 к установленным ставкам за каждый вход в соответствующий морской порт и выход судна из морского порта.

     В морском порту Выборг абзац 4 пункта 1.8 приказа ФАС России от 10.03.2016 № 223/16 при расчете канального сбора не применяется.
     В морском порту Калининград накатные и наплавные суда, следующие в/из бассейны № 3 и № 4 в Балтийске, освобождаются от уплаты канального сбора.
 

Лоцманский сбор


     Лоцманский сбор в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург и Усть-Луга взимается за лоцманскую проводку судна в пределах установленного района обязательной (необязательной) лоцманской проводки за заход судна в морской порт, выход судна из морского порта, плавание судна в акватории морского порта или проход акватории соответствующего морского порта транзитом (далее — проводка) и за каждую лоцманскую операцию, указанную в пункте 5.4 приказа ФАС России от 10.03.2016 № 223/16, которой заканчивается/ начинается проводка.

     Границы районов обязательных (необязательных) лоцманских проводок, а также порядок оказания лоцманских услуг Северо-Западным бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург и Усть-Луга указаны в разделе «Лоцманские услуги Северо-Западного бассейнового филиала».

     Лоцманский сбор в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург и Усть-Луга включает в себя плату за транспортные средства, используемые для доставки и снятия лоцмана с судна, за исключением доставки и снятия лоцманов с судна, следующего в (из) удаленный(ого) терминал(а) г. Пионерского (участок № 2 акватории морского порта) или в(из) акваторию(и) СПГ терминала (участок № 3  акватории морского порта) морского порта Калининград.

     Услуги по доставке и снятию лоцманов с судов, следующих в (из) удаленный(ого) терминал(а) г. Пионерского (участок № 2 акватории морского порта) или в(из) акваторию(и) СПГ терминала (участок № 3 акватории морского порта) морского порта Калининград, осуществляются Северо-Западным бассейновым филиалом в соответствии с порядком предоставления разъездных судов в морском порту Калининград и тарифами на услуги по предоставлению разъездных судов в морском порту Калининград Северо-Западного бассейнового филиала.

     Лоцманский сбор за проводку уплачивается за каждую милю. Неполная миля считается за полную милю.

     Лоцманский сбор уплачивается за каждую самостоятельную лоцманскую операцию, включая:

     1) постановку на якорь, швартовные бочки;

     2) снятие с якоря, швартовной бочки;

     3) швартовку к причалу;

     4) отшвартовку от причала;

     5) ввод и вывод судна из дока.

     Лоцманский сбор за проводку между причалами, причалом и рейдом и обратно уплачивается по ставкам проводки за каждую милю. Неполная миля считается за полную милю.

     Для судов (за исключением пассажирских), работающих на линиях, открытых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, к ставкам лоцманского сбора применяется коэффициент 0,8.

     Для расчета величины лоцманского сбора судно валовой вместимостью меньше 1 400 считается равным судну валовой вместимостью 1 400 (кроме маломерных, спортивных парусных, прогулочных судов). Для расчета величины лоцманского сбора валовая вместимость маломерных, спортивных парусных, прогулочных судов определяется в соответствии с положениями пункта 1.7 приказа ФАС России от 10.03.2016 № 223/16.

     При перетяжке судна вдоль причала с лоцманами на борту лоцманский сбор уплачивается за операцию с коэффициентом 0,5.

     При отказе от услуг лоцмана, вызванного на судно, уплачивается 50% лоцманского сбора за проводку и за операцию, причитающиеся за услугу, для которой был вызван лоцман.

     Суда, осуществляющие операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся на акватории морского порта Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург или Усть-Луга и на подходах к ним, включая внутренний и внешний рейды, объектов инфраструктуры морского порта Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург или Усть-Луга, пользующиеся услугами лоцмана, уплачивают лоцманский сбор по ставкам каботажного плавания.

     В соответствии с приказом ФГУП «Росморпорт» от 15.12.2020 № 555  в морском порту Калининград маломерные, спортивные парусные суда оплачивают лоцманский сбор в размере 3 000 рублей за каждую лоцманскую проводку. Пункт 5.7 приказа ФАС России от 10.03.2016 № 223/16 в отношении вышеуказанных судов в морском порту Калининград не применяется.

     В соответствии с приказом ФГУП «Росморпорт» от 15.12.2020 № 555 в морских портах Большой порт Санкт-Петербург и Пассажирский порт Санкт-Петербург:

        — суда пассажирские накатные, а также накатные суда, имеющие пассажирское свидетельство, перевозящие при каждом заходе судна в порт (вход и выход) не менее 500 пассажиров, оплачивают лоцманский сбор по ставкам, установленным для пассажирских судов с применением коэффициента 0,46.

        — пассажирские суда загранплавания с валовой вместимостью более 95 000 оплачивают лоцманский сбор с применением коэффициента 0,8.

     В соответствии с приказом ФГУП «Росморпорт» от 15.12.2020 № 555 в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург и Усть-Луга при расчете лоцманского сбора применяются следующие коэффициенты к ставкам лоцманского сбора:

     — для контейнеровозов, работающих на линиях, открытых в установленном порядке, коэффициент 0,85;

     — для  контейнеровозов с открытым верхом («Open top»), работающих на линиях, открытых в установленном порядке, коэффициент 0,75.

     Для применения соответствующего коэффициента для контейнеровозов с открытым верхом («Open top»), судовладельцу/морскому агенту необходимо направить копии документов по соответствующему контейнеровозу: классификационное свидетельство (Classification Certificate), международное мерительное свидетельство (International Tonnage Certificate), свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции (Cargo Ship Safety Construction  Certificate) в Северо-Западный бассейновый филиал по факсу: +7 (812) 327-40-23, или по адресу электронной почты: mail@spb.rosmorport.ru, не позднее трех дней до дня первого захода контейнеровоза в соответствующий морской порт.

     В соответствии с приказом Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» от 27.01.2021 № 86 в морском порту Усть-Луга при расчете лоцманского сбора применяются следующие коэффициенты:

     — для всех судов загранплавания, кроме накатных, наплавных, контейнеровозов и наливных, валовой вместимостью более 10 000 – коэффициент 0,89;

 

     — для наливных судов загранплавания с валовой вместимостью более 17 000, без учета валовой вместимости изолированных балластных танков, указанной в мерительном свидетельстве – коэффициент 0,9;

     — для наливных судов загранплавания с валовой вместимостью более 40 000, без учета валовой вместимости изолированных балластных танков, указанной в мерительном свидетельстве – коэффициент 0,7.

     В соответствии с приказом ФГУП «Росморпорт» от 15.12.2020 № 555:

     а) суда, следующие с/на Сайменского канала в/из морской порт Высоцк, проходящие транзитом морской порт Выборг, освобождены от оплаты лоцманского сбора в морском порту Выборг и оплачивают лоцманский сбор в морском порту Высоцк.

     б) суда, следующие в/из морского порта Выборг или с/на Сайменского канала и проходящие транзитом морской порт Высоцк, освобождены от оплаты лоцманского сбора в порту Высоцк и оплачивают лоцманский сбор в морском порту Выборг.

     в) суда, следующие с/на Сайменского канала, заходящие в морской порт Высоцк, оплачивают лоцманский сбор за операцию по ставкам морского порта Высоцк, лоцманский сбор за милю по ставкам, установленным для судов, следующих с/на Сайменского канала.

 

Маячный сбор

 

     Маячный сбор взимается за заход в морские порты Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга и выход судна из морского порта или проход акватории соответствующего морского порта транзитом.

 

 

 

Навигационный сбор

 

 

     Навигационный сбор взимается за заход в морские порты Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга и выход судна из соответствующего морского порта. Для судов, проходящих акваторию морского порта Большой порт Санкт-Петербург, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Приморск или Усть-Луга транзитом, навигационный сбор взимается по ставке навигационного сбора в части СУДС.

 

     Описание границ зон действия региональной службы управления движения судов восточной части Финского залива и портовой системы управления движения судов морского порта Калининград, а также порядок оказания Северо-Западным бассейновым филиалом навигационных услуг с использованием указанных служб и систем управления движением судов приводятся в разделе «Навигационные услуги Северо-Западного бассейнового филиала».

     Суда, за исключением пассажирских, не работающие на линиях, открытых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при последовательной погрузке, либо последовательной выгрузке в нескольких морских портах России в течение одного рейса до захода в морские порты Большой порт Санкт- Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть- Луга навигационный сбор уплачивают в первом морском порту захода полностью, то при заходе в морской порт Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть- Луга для догрузки или довыгрузки груза навигационный сбор оплачивается с применением коэффициента 0,5 к установленным ставкам навигационного сбора в соответствующем морском порту.

     Пассажирские суда уплачивают навигационный сбор в каждом морском порту захода Большой порт Санкт-Петербург, Выборг или Пассажирский порт Санкт-Петербург один раз в течение календарного года по ставке навигационного сбора при первом заходе в морской порт и выходе из соответствующего морского порта.

     Начиная со второго захода в морской порт Большой порт Санкт-Петербург, Выборг или Пассажирский порт Санкт-Петербург пассажирские суда уплачивают навигационный сбор по ставке навигационного сбора в части СУДС за каждый вход в морской порт и выход судна из соответствующего морского порта.

     Для судов (за исключением пассажирских), работающих на линиях, открытых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, к ставкам навигационного сбора применяется коэффициент 0,8.

     Суда, перечисленные в пункте 1.14 приказа ФАС России от 10.03.2016 № 223/16, уплачивают навигационный сбор по ставке навигационного сбора в части СУДС за каждый заход в морской порт Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга и выход судна из соответствующего морского порта.

     В морском порту Калининград судам, не работающим на линиях, открытых в установленном порядке, предоставляется скидка с навигационного сбора при заходе судов в морской порт Калининград в течение календарного года:
        с 11 по 15 заход — в размере 10%;
        с 16 по 20 заход — в размере 15%;
        с 21 захода — в размере 20%.
 

Ледокольный сбор

 

     Ледокольный сбор взимается за заход в морской порт Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга и выход судна из морского порта или проход акватории соответствующего морского порта транзитом, а также с судов, следующих на Сайменский канал и обратно.

     Информация о порядке предоставления ледокольных услуг Северо-Западным бассейновым филиалом приводится в разделе «Ледокольные услуги Северо-Западного бассейнового филиала».
     Для судов (за исключением пассажирских), работающих на линиях, открытых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, к ставкам ледокольного сбора применяется коэффициент 0,8.

     Ставки ледокольного сбора не применяются для следующих судов:

  • судов с ледовым классом Arc7 по классификации Российского морского регистра судоходства или соответствующим ему классам других классификационных обществ, следующих самостоятельно, без проводки ледокола;
  • пассажирских судов.

     В период с 1 декабря по 30 апреля суда заходящие в морские порты Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Приморск и Усть-Луга с ледовым классом Arc5 и Arc6 (по классификации Российского морского регистра судоходства или соответствующим им классам других классификационных обществ) оплачивают ледокольный сбор с коэффициентом 0,75.

     В период с 1 декабря по 30 апреля суда заходящие в морские порты Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Приморск и Усть-Луга с ледовым классом Arc5 и Arc6 (по классификации Российского морского регистра судоходства или соответствующим им классам других классификационных обществ) оплачивают ледокольный сбор с коэффициентом 0,75.
     В период с 1 мая по 30 ноября от оплаты ледокольного сбора в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Приморск и Усть-Луга освобождаются:

  • суда, прибывшие в морские порты из внутренних водных путей России или с Сайменского канала и убывающие обратно в течение текущего года;
  • суда, прибывшие в морские порты из другого российского морского порта восточной части Финского залива;
  • транзитные суда, следующие с моря на внутренние водные пути России или на Сайменский канал и обратно.

     От оплаты ледокольного сбора освобождаются суда, прибывшие в морской порт Выборг из морского порта Высоцк.
     От оплаты ледокольного сбора освобождаются суда, прибывшие в морской порт Высоцк из морского порта Выборг.
 

Экологический сбор 

 

     Экологический сбор взимается в морских портах Большой порт Санкт-Петербург и Усть-Луга, располагающими техническими средствами для приема с судов всех видов предъявляемых судовых отходов: мусора, нефтесодержащих и сточных вод (за исключением балластных вод).
     Информация о порядке предоставления экологических услуг Северо-Западным бассейновым филиалом, связанных с приемом судовых отходов, приводится в разделе «Экологические услуги Северо-Западного бассейнового филиала».
     При пребывании судна в морском порту Большой порт Санкт-Петербург или Усть-Луга до 10 суток включительно для расчета экологического сбора применяется базовая ставка экологического сбора.

     При пребывании судна в морском порту Большой порт Санкт-Петербург или Усть-Луга свыше 10 суток и до 30 суток включительно к базовой ставке экологического сбора применяется коэффициент 1,3.

     По истечении 30 суток экологический сбор взимается в порядке, установленном пунктом 8.1 приказа ФАС России от 10.03.2016 № 223/16.

     При расчете времени стоянки судна в морском порту Большой порт Санкт-Петербург или Усть-Луга неполные сутки округляются до полных суток в большую сторону.

     Судно, не сдавшее судовые отходы, от оплаты экологического сбора не освобождается, за исключением судов, указанных в пункте 8.4 приказа ФАС России от 10.03.2016 № 223/16.

     Ставки экологического сбора не применяются для следующих судов:

     1) судов, осуществляющих операции только на внешнем рейде на подходах к морскому порту Большой порт Санкт-Петербург или Усть-Луга;

     2) несамоходных судов;

     3) транзитных судов;

     4) пассажирских судов.

     Прием отходов с судов, в отношении которых не применяются ставки экологического сбора, осуществляется на платной основе.

     В соответствии с приказом Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» от 29.03.2013 № 268 в морских портах Большой порт-Санкт-Петербург и Усть-Луга для грузовых судов, работающих на линиях, применяется коэффициент 0,2 к ставкам экологического сбора во втором морском порту захода при осуществлении последовательного захода судна в указанные морские порты в рамках одного рейса.
 

Сбор транспортной безопасности акватории морского порта

 

     Сбор транспортной безопасности акватории морского порта взимается за заход в морской порт Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск или Усть-Луга и выход судна из морского порта или проход акватории соответствующего морского порта транзитом. 

     Ставки сбора транспортной безопасности акватории морского порта за услуги, оказываемые Северо-Западным бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск и Усть-Луга, не применяются в отношении: 

     — российских судов, осуществляющих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации, целью которого является доставка уловов водных биологических ресурсов и произведённой из них рыбной и иной продукции для переработки или реализации на территории Российской Федерации; 

     — российских судов, осуществляющих рыболовство в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и в открытой части Мирового океана и их доставку на территорию Российской Федерации для последующей реализации и переработки.  

     Российские суда при выполнении рейсов на рыбный промысел (с промысла) оплачивают сбор транспортной безопасности акватории морского порта Калининград по ставкам каботажного плавания с коэффициентом 0,6. 

     

Правила применения инвестиционного портового сбора, взимаемого ФГУП «Росморпорт» с судов в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Высоцк, Приморск и Усть-Луга

 

 

 

 

     Правила применения инвестиционного портового сбора в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Высоцк, Приморск и Усть-Луга установлены постановлением Правительства России от 18.05.2019 № 616 «Об определении размера инвестиционного портового сбора, о его взимании и применении».

     Размер инвестиционного сбора определяется за единицу валовой вместимости судна, указанной в мерительном свидетельстве судна (для танкеров с изолированными балластными танками определяется без учета валовой вместимости изолированных балластных танков, указанной в мерительном свидетельстве).

     Инвестиционный сбор уплачивается российскими и иностранными судовладельцами (их уполномоченными лицами) однократно за заход судна в морские порты Большой порт Санкт-Петербург, Высоцк, Приморск или Усть-Луга или выход судна из морских портов.

     Инвестиционный сбор взимается с:

     — судов в заграничном плавании, используемых для перевозок грузов, в том числе на морской линии, за исключением паромов;

     — паромов и пассажирских судов в заграничном плавании, в том числе используемых на морских линиях (при условии, что объекты федеральной собственности, предназначенные для обслуживания паромов, пассажирских судов и пассажиров, включены в программу по предложению ФГУП «Росморпорт»);

     — судов рыбопромыслового флота, прибывающие на территорию Российской Федерации из иностранного морского порта либо убывающие с территории Российской Федерации в иностранный морской порт (при условии, что объекты федеральной собственности, предназначенные для обслуживания судов рыбопромыслового флота, включены в программу по предложению ФГУП «Росморпорт»).

     Тип судов определяется на основании судовых документов.

     В связи с отсутствием в программе капитальных вложений ФГУП «Росморпорт», утвержденной Минтрансом России, объектов федеральной собственности, предназначенных для обслуживания паромов, пассажирских судов и пассажиров, а также для обслуживания судов рыбопромыслового флота в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Высоцк, Приморск или Усть-Луга в соответствующих морских портах инвестиционный сбор с перечисленных типов судов не взимается.

     Инвестиционный сбор не уплачивается в отношении судов в случае, если судно:

     — повторно заходит в морской порт после выхода из морского порта по решению капитана морского порта или для производства девиационных работ;

 

 

     — заходит в морской порт без осуществления операций с грузами (в том числе их перевалки), операций по обслуживанию пассажиров, а также проходит акваторию морского порта транзитом.